Чьи толкования Священного Писания наиболее верные?
Толкования Священного Писания
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22009-12-03 07:45:42
Все Писание богодухновенно
(2Тим.3:16)
Соответственно, наиболее верно толковать его могут те, кто сам просвятился Святым Духом - т. е. святые Божии люди - Святые Отцы.
Далеко не все святые дерзали толковать Писание, но лишь некоторые. В их числе - свт. Иоанн Златоуст, блаж. Иероним Стридонский, преп. Ефрем Сирин, св. Андрей Кесарийский, св. Григорий Неокесарийский, свт. Афанасий Великий, свт. Василий Великий. Хорошую компиляцию святоотеческих толкований на книги Нового Завета дал блаж. Феофилакт Болгарский.
Поделиться32009-12-03 10:02:34
А всегда ли толкование определенного места Писания совпадает у Святых Отцев?
Поделиться42009-12-03 12:31:44
Существует несколько методов толкования священного текста.
Каждый из них помогает понимать один из четырёх смыслов заложенных в священный текст:
1) исторический смысл, или буквальный
2) аллегорический или типологический
3) топологический или этический
4) анагогический или мистический
подробнее об этом см.здесь
Так что один из Отцов при толковании одного и того же отрывка может пользоваться одним методом толкования, другой - другим. В результате они не противоречат друг-другу, но раскрывают разные грани смысла одного и того же отрывка. Советую поэтому читать толкования блаж. Феофилакта. Он использует творения разных Отцов и толкует текст используя несколько методов.
Впрочем, в незначительных случаях могут встречаться и разночтения во взглядах нескольких Отцов. Как быть в этом случае, каким образом отличить подлинное учение святых Отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, которые могут быть и ошибочными? Для этого существует специальное понятие: "согласие Отцов (consensus patrum)". В святоотеческом учении принимается только та часть его, по которой имеется единодушное мнение всех или, по крайней мере, значительного большинства святых Отцов. По принципиальным вопросам догматического характера существенных расхождений у святых Отцов практически не бывает.
"Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа Святого", – писал св. Иоанн Дамаскин.
Согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой богословское мнение, с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным учению Церкви. Блж. Августин предупреждает:
"Кто отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви". Пято-Шестой Трулльский Собор 691-692 гг. своим 19-м правилом постановил:
"аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях".